Путь российского дрифта от хулиганских гонок до индустрии с оборотом в сотни миллионов рублей

Дрифт (Drift) — это особая техника прохождения поворотов в управляемом заносе на большой скорости и с максимальным углом к траектории движения. Обобщенно этим термином также называют дисциплину автомобильного спорта. Еще 10 лет назад в России дрифтом занимались только уличные нелегальные гонщики. Сейчас же он превратился в индустрию с оборотом в сотни миллионов рублей. Как хулиганское развлечение автомобилистов стало серьезным бизнесом, читайте в статье.

Появление дрифта в РФ

Родина дрифта — Япония. Принято считать, что как уличная нелегальная субкультура он появился в 1980-е. На уровень серьезных соревнований он вышел в 2001 году. Через 3 года им заинтересовались и в США (нелегально он существовал там с 1996-го). В России субкультура начала набирать популярность в 2006 году после премьеры фильма «Тройной Форсаж. Токийский дрифт».

Что интересно, развитие дрифт-спорта началось не в Москве, а в Сибири и на Дальнем Востоке. Объяснение очень простое — близость Японии, более легкий доступ к японским авто и запчастям и влияние их культуры на местных гонщиков. Когда интерес к «езде боком» вышел на новый уровень, энтузиасты из Владивостока и Красноярска быстро организовали школы дрифта, которые впоследствии стали сильнейшими в РФ. Сами они часто ездили на соревнования в Японию и приглашали к себе иностранных родоначальников движения.

Гонщики привозили из Японии подержанные Toyota (Corolla AE86 и AE85, Chaser, MarkII, Supra), Nissan (Silvia,Skyline) и другие авто. В Европе и Америке популярностью у дрифтеров пользовались BMW 3 серии, проекты на базе Ford Mustang, Dodge Viper, Chevrolet Corvette. Некоторые энтузиасты в РФ готовят под соревнования машины российского производства: заднеприводные ВАЗ и Волги.

Пока в России не появилось специальных площадок, дрифтеры осваивали навыки на парковках, заброшенных АЗС, дорогах общего пользования. Все это — с нарушением ПДД. Первый чемпионат для любителей прошел во Владивостоке в 2005 году. Постепенно субкультура начала распространяться на западные регионы. На 2021 год в стране функционируют коммерчески успешные соревнования Russian Drift Series, которые приносят организаторам серьёзные деньги. Посмотреть на зрелищный управляемый занос автомобилей на большой скорости приходят тысячи зрителей.

Порядок проведения Drift-соревнований

Дрифт-соревнования состоят из двух частей: одиночные и парные заезды (квалификация и хиты). Во время квалификации у пилота есть две попытки, за которые ему начисляют очки. На их основе формируется сетка парных заездов в зависимости от уровня участников. Те, кто не прошел квалификацию, не попадают во второй тур.

В Хитах участвуют 2 гонщика одновременно. Это делается для большей зрелищности. На старте один водитель уезжает немного вперед, а второй должен полностью повторять его траекторию, держась максимально близко, но не допуская столкновения. На второй круг участники меняются местами. Первый из них всегда выполняет судейское задание. Все это делается на большой скорости. Всего участникам дается три заезда: ознакомительный, первый и второй зачетный. Дрифт-трассы обычно не занимают много места, поэтому зрителям виден весь путь от старта до финиша.

Судьи внимательно следят за мастерством входа в повороты, близостью к машине соперника, синхронностью, скоростью движения, соблюдением траектории, стилем (точностью, агрессивностью, контролем) и другими параметрами. За каждый из них выставляются баллы. Проигравший в хите выбывает, победитель продвигается дальше по сетке в соответствии с олимпийской системой.

Схема проведения заездов Олимпийская система

Комитет дрифта Российской автомобильной федерации (РАФ) устанавливает следующие правила для участников официальных соревнований:

  • пол — мужской и женский;
  • возраст — от 16 лет (лицам младше 18 нужно предоставить нотариально заверенное согласие родителей или законных опекунов);
  • наличие лицензии пилота РАФ или автофедерации другой страны.

Всего в RDS три класса: профессиональный, полупрофессиональный и любительский. Они различаются уровнем подготовки водителей, требованиями к автомобилям, оборудованию и экипировке. Узнать в потоке машин участника соревнований можно по наклейкам со стартовым номером и логотипам спонсоров. Но дорогие профессионально подготовленные автомобили чаще всего доставляются на площадку на эвакуаторе, так как из-за своей конструкции не имеют права передвигаться по дорогам общего пользования.

Этапы РДС проводятся в разных городах: Москва, Сочи, Санкт-Петербург, Красноярск, Рязань, Владивосток, Нижний Новгород. Участие принимают десятки команд и сотни пилотов. Периодически на соревнования приезжают звезды дрифта из других стран. Чемпионаты в РФ называют одними из самых сильных в мире. В 2018 и 2019 году красноярец Георгий Чивчян стал победителем Межконтинентального кубка по дрифту. Его земляк Аркадий Цареградцев в разное время занимал в кубке второе и восьмое места. Георгия и Аркадия называют лучшими профессиональными дрифтерами РФ.

Доход от дрифт-бизнеса

Первая гоночная серия «Формула дрифт» была организована в 2007 году в Подмосковье. Проект просуществовал 4 года и так и не вышел на окупаемость. Но пример успешного бизнеса на таких гонках показал RDS.

Российскую drift-серию более 10 лет назад создал Тимофей Кошарный. На помощь гонщику пришел управленец Александр Смоляр. Они организовали соревнование, сделали вход платным и начали продавать билеты. Через некоторое время им удалось привлечь первого крупного спонсора — Aimol (смазочные материалы).

дрифт

Еще через 5 лет РДС выкупил Дмитрий Добровольский. После сделки он уточнил, что взял не убыточный проект, а коммерчески успешный стартап. Стоимость сделки стороны не разглашают.

Сообщается, что в 2018 году доходы RDS превысили 81,5 млн руб. Добровольский до сих пор продолжает инвестировать в бизнес. Если бы не пандемия и экономический кризис, то серия успешно работала бы без дополнительных вливаний на собственные средства.

Чтобы проект окупался, нужно снизить часть затрат на рекламу и временно отказаться от приглашенных звезд. Но Дмитрий не планирует этого делать, так как верит в свой бизнес и не хочет терять место РДС в тройке ведущих чемпионатов в мире. Он надеется, что когда-то российские соревнования по дрифту выйдут на первую позицию.

Выручка РДС формируется из следующих поступлений:

  • продажа билетов;
  • контракты со спонсорами (Aimol, Toyota, Monster Energy и другие);
  • передача прав на трансляцию телеканалам;
  • разовые договоры с местными рекламодателями в городах проведения гонок;
  • продажа брендовой одежды и аксессуаров в Интернет-магазине.

В 2020-м пандемия коронавируса серьезно повлияла на дрифт-серию. Этот год должен был стать для проекта прорывным. Заезды должны были показывать на телеканале «Матч ТВ», который приобрел права на трансляцию. Но планам не суждено было сбыться.

Без ТВ-вещания за соревнованиями следят около 18,5 тысяч зрителей. Это сравнимо с посещаемостью матчей по футболу премьер-лиги РФ. Таких показателей не достигли ни одни другие гонки в стране (за исключением «Формулы-1»).

Траты на участие в соревнованиях

Пилоты могут заключать отдельные договоры со спонсорами и получать деньги от них. За победу в сезоне RDS платит гонщику 500 тыс. руб, за второе место — 300 тыс., за третье — 200 тыс. руб. Превратить дрифт-гонки в хороший заработок отдельным водителям или командам пока что сложно. Это больше дело для души, чем способ получить прибыль.

Хороший дрифтовый автомобиль может стоить от 8 до 15 млн руб. После сборки очень много средств уходит на расходники: резину, топливо, запчасти. Стоимость одной шины достигает 7 000 руб., за одни гоночные выходные пилот может потратить таких около 40 штук. Это обойдется ему в 280 000 руб. Для профессионального дрифта используется специальное топливо стоимостью около 250 руб. за литр. За гонку с тренировками можно потратить 200 литров, что оценивается в 50 000 руб. Также финансовых вливаний требуют своевременное техобслуживание, транспортные расходы, инвентарь, экипировка, содержание автомобилей техподдержки и т.д.

Если коротко: для пилотов профессиональный дрифт — это очень дорогой спорт без возможности окупить вложения. Заработать на гонках могут только именитые участники с хорошими спонсорами. Ожидается, что со временем компании начнут вкладывать в drift большие бюджеты, и владельцы авто смогут хоть как-то окупить свое финансово затратное хобби.

Будущее дрифта в РФ

В 2019 году Международная федерация автоспорта официально признала дрифт дисциплиной. Министерство спорта РФ присоединилось к ним в апреле 2020. Это очень хорошие новости для дрифтеров, поскольку теперь гонки окончательно выйдут из «серой зоны», станут более безопасными и конкурентными.

Также пару лет назад RDS стала самым популярным в стране спортивным соревнованием в автомобильном сегменте. Выручка компании превысила 1 млн долл. Это редкий пример, когда интересный для зрителей российский спорт смог стать прибыльным бизнесом без финансирования из бюджета.

До пандемии дела РДС шли в гору, Дмитрию Добровольскому удалось привлечь внимание спонсоров к мероприятию. Но из-за карантина и кризиса бизнес пострадал. Если экономическая ситуация не восстановится, то финансовые проблемы начнутся и у пилотов, которые не смогут вкладывать столько средств в автомобили и соревнования.

Есть надежда, что региональные власти начнут помогать организаторам. Как минимум, они могут дать площадку, предоставить охрану, скорую и пожарных. Все остальное сделают организаторы и сами участники. Поскольку дрифт в РФ относительно молод, у пилотов есть пространство для инженерных маневров и снижения стоимости сборки своих машин.

pro-banking.ru
Рубрика: 
Люди и деньги. Про личные финансы и истории успеха

Комментарии

Ограниченный HTML

  • Допустимые HTML-теги: <a href hreflang> <em> <strong> <cite> <blockquote cite> <code> <ul type> <ol start type> <li> <dl> <dt> <dd> <h2 id> <h3 id> <h4 id> <h5 id> <h6 id>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.