Плюсы пандемии для банков: как именно коронакризис помог кредитным организациям

Пандемия коронавируса и последующие ограничения существенно сказались на финансовом секторе. Во многих банках вырос процент проблемных кредитов, упала прибыль. Но результаты карантина оказались неоднозначными: столь сложный период привел как к негативным, так и к позитивным последствиям, повлиявшим на работу кредитных организаций. Эксперты выделили три положительных момента для банковского рынка в пандемию.

Развитие цифровых каналов предоставления услуг

Во время карантина потребители намного чаще пользовались финансовыми услугами банков онлайн, поскольку соблюдали режим самоизоляции. Это подтолкнуло кредитные организации к более активному развитию цифровых каналов. Они стали предлагать больше возможностей для удаленного оформления продуктов, в том числе кредитов на жилье.

Примеры нововведений:

В будущем переход потребителей из офлайн в онлайн позволит банкам снизить расходы на содержание офисов и увеличить доход от дистанционных транзакций.

развитие онлайн банкинга

Согласно исследованию, проведенному Mastercard, в середине весны 2020 года существенный процент граждан РФ выбрали онлайн-платежи вместо наличных, кто-то из опрошенных в этот период впервые опробовал бесконтактные платежи. Цифровая трансформация отражается в ежедневном выборе клиентов в пользу Интернет-банкинга или мобильного приложения вместо посещений офисов банков. Потребители стали заказывать еду на дом, покупать одежду и нужные вещи в Интернете и активнее пользоваться картами. В долгосрочной перспективе все это отразится на доходах кредитных организаций, обслуживающих платежи.

Повышение спроса на кредитные продукты

Последний рекорд по выдаче ипотечных кредитов был зафиксирован в 2018 году. Но в 2020 банкам удалось побить его за 10 месяцев. Некоторые игроки рынка стали наращивать свои кредитные портфели быстрее, чем до введения карантина. Так по итогам 3 квартала 2020 года 20 крупнейших ипотечных банков заключили 493,5 тыс. сделок на общую сумму 1,26 трлн руб. Это на 61% больше по количеству и на 80% — по объему выдач, чем за тот же период предыдущего года. Стимулом для повышения спроса на ипотеку стало уменьшение ставок и введение льгот на приобретение недвижимости в новостройках.

После отмены ограничительных мер граждане начали активно интересоваться автокредитами. Во время жесткой самоизоляции в апреле дилерские центры были закрыты. Когда они открылись, спрос постепенно вернулся к докризисному уровню. Председатель правления Абсолют Банка Ушкова Т.В. объяснила интерес к автокредитам сформировавшимся в карантин трендом на загородную жизнь.

рост спроса на кредит

Также в пандемию к финансовой помощи банков стали чаще обращаться представители МСБ. В 3 квартале 2020 года им выдали взаймы 1 трлн руб., что на 60% больше, чем в тот же период прошлого года. Доля микрокомпаний, обращающихся за кредитами, выросла с 5% до 9,2%. Причинами тому могут быть снижение ставок и льготы от государства.

Рост числа клиентов на брокерском обслуживании

Снижение ключевой ставки ЦБ РФ еще в начале весны побудило клиентов искать более доходные активы. На вкладах стало очень сложно зарабатывать. Коронакризис закрепил их позицию, потребители стали чаще инвестировать средства на фондовом рынке. Такой тренд оказался выгоден банкам с лицензией брокера.Например, Тинькофф Банку, Альфа-Банку, ВТБ, Сбербанку и другим. Они получают доходы с выплачиваемых комиссий. Во втором квартале банки заработали на брокерских услугах в 2,4 раза больше средств, чем годом ранее. Клиентская база Tinkoff Bank в этом сегменте выросла в два раза — до 3 млн человек. Для сравнения: в Сбербанке — 2,8 млн.

Положительные последствия пандемии коснулись далеко не всех продуктов и не всех банков. Многим финучреждениям пришлось снизить объемы выдачи, чтобы не накапливать в портфеле проблемные кредиты. Вместе с тем в целях поддержки своих клиентов банки предоставляли отсрочку, отменяли штрафы, вводили дополнительные онлайн-сервисы и даже помогали сдать тест на COVID-19.

pro-banking.ru
Рубрика: 
Новости банков и экономики

Комментарии

Ограниченный HTML

  • Допустимые HTML-теги: <a href hreflang> <em> <strong> <cite> <blockquote cite> <code> <ul type> <ol start type> <li> <dl> <dt> <dd> <h2 id> <h3 id> <h4 id> <h5 id> <h6 id>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.