Банки внедряют в скоринг психологическую оценку заемщиков: Абсолют Банк уже тестирует технологию, Альфа-Банк готовится к нововведению

Финансово-кредитные организации РФ тестируют новые методы скоринга розничных клиентов. К уже существующим вариантам проверки планируют добавить психологическое тестирование заемщиков. Какой объем финансирования понадобится на нововведение, еще не известно, но технология может оказаться затратной. Тестирование в пилотном режиме уже проводит Абсолют Банк. Альфа-Банк пока что только планирует последовать их примеру.

Идея расширить параметры скоринга появилась в связи с активным развитием дистанционных услуг на фоне пандемии коронавируса. Чтобы не ошибиться с решением по тому или иному клиенту (который подает заявку удаленно и без привычного пакета документов), финансистам приходится изобретать дополнительные способы проверки его платежеспособности и дисциплины. Эффективность психоскоринга от банков онлайн не доказана, но запрещать им пользоваться таким методом никто не будет.

Какие банки уже используют психоскоринг

Обычно банки не особо стремятся раскрывать секреты своей скоринговой системы. Пока у них есть право отказывать заявителям в кредитах онлайн без объяснения причин, они могут внедрять любые допустимые законом методики проверки. В случае с применением психологических тестов понадобится непосредственное участие клиента. Ему придется отвечать на вопросы.

психотест в абсолют банке

Абсолют Банк занялся тестированием с применением психологических метрик в марте 2020 года. Нововведение проверяют на клиентах, нуждающихся в автокредитах. Финансисты преследуют цель с помощью психологических тестов оценить характер заявителей, выбрав в дальнейшем самых платежеспособных из них. Управляющий директор по розничным продуктам банка Павлов Антон отметил, что в опросниках нет верных или неверных вариантов ответа. Тестирование нужно для того, чтобы выявить неблагонадежных клиентов. Если заемщик собирается нарушать сроки возврата или пытается обмануть систему, кредитор сможет узнать об этом заранее. Также обновленный скоринг будет выгоден гражданам с пустой кредитной историей. По результатам тестирования они смогут получить доступ к финансовым продуктам на индивидуально подобранных условиях.

Альфа-Банк сообщил, что в их планах внедрить более сложные технологии проверки. Не исключено, что в их числе будет «скоринг по эмоциям». Точная дата запуска технологии не известна. Представители финучреждения от комментариев отказались.

Сбербанк еще в 2017-м объявлял о будущем внедрении скоринга с психологическими метриками. Технология должна была заработать в 2018 году. В то же время психологические тесты проходили заявители, которые хотели оформить карту «Халва» от Совкомбанка. Как сейчас обстоят дела с нестандартными проверками клиентов, финансисты не сообщили.

Подобным инструментом ранее пользовались и в Тинькофф, но отказались от него из-за отсутствия «wow-эффекта». В Промсвязьбанке ознакомились с новым методом, но решили не внедрять его. Банк Санкт-Петербург и ВТБ опробовали психоскоринг, но сочли его недостаточно эффективным для оценки заемщиков. Райффайзенбанк отказался от подобных инструментов, чтобы не усложнять жизнь клиентов и не заставлять их тратить время на заполнение длинных анкет.

система психологической оценки заемщиков

Как отнеслись к скоринговым психтестам финансовые эксперты

Мнения специалистов финансовой области разделились. Директор по маркетингу НБКИ Волков Алексей заострил внимание на длительности тестирования. Если на анкетирование будет уходить 10–15 минут, то пользователи будут покидать сайт, так и не отправив заявку на кредит онлайн.

Проанализировать предпочтения клиента и оценить риски сотрудничества с ним поможет только грамотно встроенный психоскоринг. Правильно подобранные вопросы станут основной для выбора индивидуальной процентной ставки. Количество одобренных заявок в таких условиях должно вырасти. Такого мнения придерживается глава группы по оказанию консультационных услуг компаниям финсектора KPMG — Ракова Наталия.

Эпидемия коронавируса серьезно повлияла на привычную реальность. Большинство услуг перешло в онлайн. Именно поэтому банки вновь обратились к вопросам совершенствования своих скоринговых систем. По мнению экспертов некоторые игроки рынка воспользуются нестандартными способами проверки заемщиков, но большая часть продолжит работать с проверенными методиками. 

pro-banking.ru
Рубрика: 
Новости банков и экономики

Комментарии

Ограниченный HTML

  • Допустимые HTML-теги: <a href hreflang> <em> <strong> <cite> <blockquote cite> <code> <ul type> <ol start type> <li> <dl> <dt> <dd> <h2 id> <h3 id> <h4 id> <h5 id> <h6 id>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.